Творчество Бориса Крейцера в Инте

Интинский краеведческий музей в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий приглашает посетить выставку «Вещдок: папка с эскизами».

 

Экспозиция посвящена архитектору и художнику Борису Крейцеру, который часть своей жизни провел в Севжелдорлаге. Именно здесь, несмотря на тяжелые лагерные условия, он создал эскизы трогательных детских игрушек.

Выставку в Инту привез Музей истории ГУЛАГа как часть проекта «Вещдок» об артефактах, созданных узниками лагерей. В этой экспозиции исторический памятник – папка с гуашевыми эскизами Бориса Крейцера. Найдена она была абсолютно случайно сотрудником музея на аукционе. В ней хранится 15 эскизов детских игрушек: пингвинов, курочек и цыплят, жирафов и свинок, самолетов и кукол-неваляшек.

В конце 30-х годов, во время разгула политических репрессий, Крейцер был осужден за так называемый «шпионаж», а после освобождения еще долгое время должен был находиться в ссылке, не имея возможности вернуться в Ленинград.

Первый раз подвергался допросу в январе 1937 года. Поводом для ареста 5 февраля 1938 года, среди прочего, послужили обличительные показания его троюродного брата Гершуна, ученого в области фотометрии и светотехники, который в 1940 году от своих показаний отказался. Отягчающими обстоятельствами было то, что его близкие родственники после революции эмигрировали из страны. В 1934 году Борис Крейцер встречался с посетившим СССР дядей, а также общался с троюродным братом – авиаинженером и литератором Александром Шершевским, который в 1932 году возвратился в СССР и был арестован в 1936 году. Как архитектор, Борис Крейцер встречался и с другими иностранными гражданами.

Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 2 сентября 1938 года Б. Крейцер приговорен по ст. 58‑6‑11 УК РСФСР к расстрелу. При проверке личной информации во время исполнения приговора в ночь на 11 сентября 1938 года обнаружились несоответствия с данными следственного дела и исполнение приговора было отложено. После проверки следственной информации Крейцер был вновь осужден особым совещанием при НКВД СССР 26 июля 1939 года за шпионаж – на этот раз на 8 лет ИТЛ. Срок отбывал в Севжелдорлаге, откуда был освобожден 27 июля 1946 года. Оставшись на поселении, Борис Крейцер работал по найму в Котласе и с мая 1947 года инженером Мостозавода в Сыктывкаре. С 1949 года заведующий бюро экспертизы Псковского облотдела по делам архитектуры и старший архитектор псковского Обл­проекта. Вновь Крейцера арестовали 12 мая 1949 года, особым совещанием при МГБ СССР 6 июля 1949 года он осужден по ст. 58‑6‑11 к ссылке на вечное поселение в Красноярский край, отбывал наказание в Норильске, затем в Дудинке. Освобожден в 1955 году, реабилитирован в 1956 году и в том же году получил разрешение вернуться в Ленинград, где работал в ряде городских издательств. С 1960-го – художник на Дулевском фарфоровом заводе. Награжден почетным дипломом за работы, экспонировавшиеся на Международной выставке керамики в Праге (1962). Выставка произведений прошла в ленинградском отделении Союза художников РСФСР в 1962 году. Борис Крейцер – автор иллюстраций к многочисленным произведениям детской литературы и современной художественной прозы. Книги с его иллюстрациями есть у многих из нас дома: «Гаргантюа и Пантагрюэль» в детской адаптации Николая Заболоцкого, «Король-олень» Карло Гоцци и многие другие. По заказу НКВД, будучи в заключении, выполнил серию эскизов к токарным игрушкам.