Мотогонки по льду — спорт рыцарей

Это, пожалуй, самый зрелищный и опасный вид мотоспорта, когда сплав воли, сил и льда держит публику в напряжении до конца соревнований.

В марте 1960 года впервые в Коми на стадионе в Сыктывкаре прошли мотогонки на льду, что вызвало большой интерес у жителей столицы. Лучшее время 3 минуты 34,4 секунды за 8 кругов около 3200 метров показал тогда перворазрядник А.Торлопов.

В 1965 году впервые лично/командное первенство Коми АССР по мотогонкам проходило в Инте на стадионе шахты № 11 — 12, где спортсмены, почти как средневековые рыцари, выезжали на лед помериться силами и техникой езды.

23 февраля 1966 года газета «Красное Знамя» сообщала о матчевой встрече на стадионе «Труд» в Сыктывкаре по мотогонкам с участием команд Ижевска, Сыктывкара, Вологды, Инты, Ухты, Воркуты в классе машин 350 куб.см, где переехавший в Инту Владимир Грудзина (работник шахты № 11 — 12) занял в личном зачете 2-е место.

7 мая 1966 году в рамках реализации постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О состоянии и мерах развития ДОСААФ» в Инте на базе бывшей пожарки был открыт спортивно-технический клуб — СТК, возглавляемый В.И.Чухломиным. Это дало толчок развитию военно-технических видов спорта. Председателем ГК ДОСААФ был В.И.Еремин, бывший фронтовик.

В марте 1968 года грамотами за подписью первого секретаря Интинского горкома ВЛКСМ Альсельма Разуваева были отмечены молодые спортсмены — участники матчевой встречи по ледовым гонкам в классе 350 куб.см. Они были посвящены 50-летию комсомола.

В 1973 года был учрежден переходящий кубок Интинского горисполкома по мотогонкам на льду. Первенство проведено 24 — 25 марта с участием гонщиков Инты, Ухты и Вологды. Инициаторами соревнований были Виктор Завалин и Валентин Стариков. Встреча проходила по таблице для 13-ти участников. Лидером первенства с результатом 24 очка из 24-х возможных стал перворазрядник Валерий Кузнецов. Второе и третье места заняли перворазрядник Михаил Смирнов (20 очков) и КМС Антон Петнюнас (20 очков). Командные места определились: 1 — шахта «Западная», 2 — шахта «Интинская», 3 — шахта «Пионер». К сожалению, Валерий Кузнецов рано ушел из жизни, оставив добрую память о себе у интинцев.

Очень интересным и насыщенным был в Инте спортивный сезон 1974 года. 6 апреля на стадионе шахты «Западная» прошли мотогонки по льду на переходящий кубок Интинского городского совета депутатов трудящихся, который снова выиграла команда шахтерской Инты. Спустя неделю более двух тысяч зрителей приветствовали призеров первенства «Кубка Севера» в классе 500 куб.см во главе с вице-чемпионом мира, неоднократным чемпионом страны МСМК Владимиром Цибровым. В поединке мотоспортсменов Инты, Ленинграда, Москвы, Перми, Воркуты, Кирова и Вятских Полян 1-е место и кубок завоевала команда мастеров Московской области. Оргкомитет гонок возглавлял председатель горисполкома А.Д.Подоров, тепло приветствовавший спортсменов и зрителей.

В конце 1974 года центральный автомотоклуб ДОСААФ (ЦАМК) дал добро на проведение у нас четвертьфиналов, которые способствовали популяризации мотоспорта. 4 — 5 января 1975 года мы впервые принимали сильнейших спортсменов страны. В финалах России 1978 — 79 годов успешно выступали Евгений Мешков, Михаил Смирнов, Виктор Михеев и другие.

С 10 по 11 ноября 1976 года в Инте в 1/4 финала РСФСР по мотогонкам на льду, в классе 350 куб. см. Е.Мешков (3 место, 25 очков из 30 возможных) и А.Петнюнас (4 место, 19 очков) вышли в полуфинал в Саранске. В том же году Евгений вместе с В.Просоловым и М.Смирновым впервые участвовал в полуфинале СССР в Ижевске в классе машин 500 куб. см, где показал скромный, но лучший результат среди гонщиков Инты. В отборочных первенствах РСФСР и СССР 1970-х приобрели опыт участия опытные и молодые спортсмены Инты: Николай Убоженко, Василий Посредников, Владимир Рыбкин, Василий Гречишников, Геннадий Щека, Сергей Бревнов и др.

В 1978 году перворазрядник Евгений Мешков (21 очко из 30) стал четвертым в личном первенстве России в Ижевске в классе 350 куб. см, обойдя 4-х мастеров и 9-х кандидатов в мастера спорта, в жесткой борьбе уступив лишь трём МС. Свой спортивный успех он закрепил на полуфинале и финале СССР в этом же классе, где занял 6-место в стране. Такого результата не добивался ни один мотоспортсмен Коми края. Женя стал самым популярным спортсменом у молодежи города и республики.

Мастером спорта стал воспитанник ДОСААФ Инты, ныне москвич — Сергей Лобачев. Звания КМС удостоены Е.Мешков, М.Смирнов, В.Михеев. Мы можем гордиться нашим земляком Владимиром Посредниковым,

который, участвуя в гонках первенства Европы и мира, стал мастером спорта международного класса.

С начала 1980-х сборная страны несколько раз с участием интинцев проводила на интинском льду учебно-тренировочные сборы, а затем в 2003 — 2004 годах с приглашением мотоспортсменов других стран. Сборами руководил МСМК Владимир Чекушев. Со временем на посту главного тренера его сменил наш Владимир Посредников, пользующийся авторитетом в спортивных кругах, воспитанник спорттехклуба ДОСААФ шахты «Пионер» производственного объединения «Интауголь».

Его дорога в большой спорт началась в Инте. Братья Василий и Владимир Посредниковы известные мотоспортсмены, были призерами городских, республиканских первенств, участниками отборочных гонок России и СССР. Вот как описывал эти мотогонки спецкор «Искры» Павел Архипов: «Мороз крепчал. На улице минус 36 градусов с ветерком. Стынет дыхание и не выдерживает техника, но борьба на ледовой дорожке продолжается…»

Однако это было вчера. Сегодня реформы 1990-х изменили экономические и организационные возможности мотоспорта, одного из самых затратных видов соревнований. Идёт смена поколений. При любом раскладе мотоспортсмены ДОСААФ Инты вписали яркую страницу в историю мотоспорта Советского Союза и России. Хочется верить, что впереди будут новые рекорды и спортивные достижения.


Фото автора